23:55 

Архив: англофики по Х-менам. Часть первая: авторы

Мировега
as all my wastelands flower and all my thickets grow
Время закрывать сквозящие гештальты — т.е. вывесить наконец свой эпичный рек-лист по новой трилогии Людей Икс в открытый доступ. Если не сейчас, то, чую, уже никогда.

Поскольку в один пост все, что я собрала за два с половиной года активного чтения чэриков, просто технически не влезло, то и рек-лист поделен на две части: 1) по авторам, у которых меня зацепила большая часть работ, где к каждому автору наводится пример с двумя фиками и их описанием; 2) по отдельным фикам в тех случаях, когда авторы либо не писали больше по фэндому, либо все остальные их тексты меня не зацепили.
К каждому фанфику прилагается рейтинг/жанр + краткое описание + иногда комментарии, если у меня возникали какие-то дополнительные мысли на их счет; пейринг нигде не уточнялся по самоочевидным, кажется, причинам (т.е. все здесь описанное целиком и полностью посвящается чэрикам). Так же я кратко описывала свои впечатления от авторов в целом (в первой части рек-листа, во второй внимание все-таки больше концентрируется на фиках). А ещё в конце первой части есть небольшой бонус для выживших дочитавших рек-лист до конца.
Список составлен не в виде рейтинга по качеству и/или моей любви к конкретным текстам (все, что здесь указано, я и сама не против перечитать под настроение), а скорее тематически.

Это первая часть рек-листа: рекомендации по авторам.
Вторую часть можно найти тут.

1. Yahtzee — ИМХО, ее можно по праву назвать одной из лучших авторов в англофэндоме. В ее текстах всегда очень тщательно проработаны обоснуй и матчасть: если ружье висит, значит, выстрелит; если выстрелило, значит, висело; никаких логических провалов, никакого провисания, ничего лишнего. Композиция зачастую идеальна, хоть сейчас же в учебник выставляй, а язык богатый и выразительный. И к тому же мне очень нравится ее интерпретация характеров персонажей, потому что в первую очередь она всегда этих персонажей делает живыми.
Dead Man's Paradise — драма, экшен, NC-17 (в основном за кровь и насилие), AU: в поисках Шмидта Эрик попадает в очень особенную тюрьму, где мутантов заставляют сражаться друг с другом на потеху богатой публике, и сразу же встречает там некого Чарльза Ксавье, сдавшегося добровольно, лишь бы разыскать в глубинах этой тюрьмы свою сестру; свободный ретеллинг одноименной манги (24 000~ слов)
Anarchy In The U.K. — романс, политическая драма, местами юмор и флафф, NC-17, AU без способностей: журналист Эрик Леншерр встречается с Чарльзом Уэльским во время одной из его благотворительных миссий, и случайно — а также, чего греха таить, скрыв информацию о том, чем он зарабатывает себе на жизнь, — узнает о том, наследный принц Британии скрытый гей (196 000~ слов во всем цикле)

Совершенно прекрасный фик, и я даже не знаю, с чего начать возносить ему хвалу. Стиль, проработка матчасти, эмоциональная линия, политическая линия, развитие характеров персонажей — все здесь идеально. Невозможно редкий для меня случай, когда ничего, вообще ничего не хочется в фике исправить и переделать по-своему.
Хотя нет, знаю одно отличительное достоинство, которое практически не встречала в других фиках — причем как в этом фэндоме, так и в остальных: автор сделала свой мир глобальным, не ограничив его рамками одной страны. В фиках, чье действие разворачивается в ХХІ веке с его повсеместной глобализацией, это невероятно важно. Скажем, любые гонения в одной стране не могут не вызвать хоть какой-то реакции в других странах, но часто авторы об этом забывают, сосредоточившись на одних лишь США. В целом мне понятно, почему так происходит — создатели комиксов и фильмов тоже часто забывают, что существуют ещё какие-то другие страны, помимо США; человеку в принципе свойственно концентрироваться на чем-то ему близком и знакомом, и в особенности это касается американцев с их комплексом превосходства, — но такая репрезентация, конечно, никак не соответствует реальной картине мира. В конце концов, словосочетание "международная политика" было придумано не просто так, и забывать о нем, конечно, можно, но это никак нельзя назвать достоинством текста.
И, насколько у меня сложилось впечатление по совокупности фиков, этот конкретный автор очень хорошо осведомлен о наличии подобной проблемы. Большинство ее фиков могут похвастаться сложным мультикультурным и неоднородным миром, но "Анархия" все равно остается самым лучшим и самым сложным ее произведением — причем что в этом плане, что во всех остальных. Здесь учтено буквально все: и международная политика, и религия, и влияние подачи медиа на восприятие новостей (серьезно, вы не представляете, как редко я вижу подобные штуки в текстах, даже в текстах про журналистов — а ведь каждый раз у меня от этого случается праздник души плюс именины сердца), и просто общая глобализация, в конце-то концов. Да и жизнь богатых и знаменитых, которая только на первый взгляд выглядит счастливой сказкой, автор тоже очень хорошо разобрала по косточкам. Особенно жизнь королевской семьи, где с раннего детства одни только правила и запреты.
И в целом фик очень порадовал высоким уровнем осмысленности и проработанности. Такой уровень продуманности в фанфикшене редко где встретишь, увы.

2. keire_ke — не знаю, почему эта автор так слабо известна в руфэндоме: по-моему, она совершенно прекрасна. Ее тексты всегда очень живые и объемные, настолько проработанные, что так и видишь картинку перед глазами; юмор — легкий, приятный и всегда очень уместный, я ухахатывалась до слез; драма — тонко выписанная и не наигранная; в тексте всегда, всегда присутствует хорошо продуманный сюжет, и к тому же автор очень бережно обращается с персонажами, так что всем им без исключения хочется сопереживать.
A Road to Safety or Ruin — стимпанк, экшен, драма, капля романса, R, AU: королевскому прокурору Эрику Леншерру поручили поймать и обезвредить небесных пиратов, но есть одна проблема: когда он познакомился поближе с их предводителем, Чарльзом Ксавье, его верность королю Шоу сильно пошатнулась (28 000~ слов)

В этом фике получился очень интересный и самобытный мир — если честно, я бы не отказалась почитать отдельную книгу о приключениях в том же сэттинге; и персонажи встроены интересно — во всем наследуя канону, но в то же время обыграв многие его нюансы. Единственным серьезным недостатком мне кажется относительно небольшой размер, так что автор не сильно развернулась с подробностями и к тому же оборвала концовку. И хотя автор сама это осознает и даже просит прощения, читателям, увы, от того не легче.

Their Mouths Always Lie — кейс-фик, юмор, драма, романс, NC-17, AU без способностей: Чарльзу Ксавье, детективу из Бостонского отделения полиции, назначают нового напарника, армейского следователя Эрика Леншерра — и первое же дело, которое им приходится расследовать вместе, несет в себе привет из не такого уж давнего прошлого Эрика (86 000~ слов)

Это мой идеальный кейс-фик по Людям Икс ever, потому что нигде ещё я не видела детективной линии, которая была бы проработана тоньше и лучше и при этом не вредила бы линии эмоциональной. Несмотря на то, что злодей в общем-то очевиден, я искренне не догадывалась о нем до предпоследней главы — а это дорого стоит в моих глазах, — и даже потом автор умудрился преподнести неожиданный фортель. (Кстати, почему-то докторская по психологии у Шоу привела меня в восторженное умиление, не знаю, почему. И он завалил экзамены в медицинский, ыыы! По-моему, это многое объясняет.) Отношения между персонажами тоже в кои-то веки радуют своей объемностью и продуманностью, поскольку часто в кейс-фиках авторы ударяются в одну крайность, забыв о другой. А здесь даже канон очень тонко пересказан со всеми характерными фишками и примочками — и при этом они полностью обоснованы в новом сэттинге, т.к. это махровое ау. В общем, рекомендую с неистовой силой.
Ах да, заодно это частичный ретеллинг "Элементари", но это не должно вас волновать, честное слово.

3. kaydeefalls — а эта автор пишет очень интересные канонные аушки. К примеру, всякого рода развилки от пляжа лично у меня уже в зубах навязли — но вот развилку от визита в Россию лично я увидела впервые. Ну и всякого такого рода штуки; к тому же автор тщательно работает с каноном и характерами персонажей, что радует меня отдельно.
it's like one of us woke up — драма, PG-13, каноничная AU от визита в Россию: что могло бы случиться, если бы Шоу в самом деле прибыл на встречу с генералом и захватил Чарльза в плен (25 000~ слов)

Очень порадовало, что Шоу здесь в кои-то веки изображается как довольно умный заговорщик, каким он по сути и есть в каноне. Тенденция оболванивать образ врага, делая его пародией на Доктора Зло (и должна сказать, что пародия на пародию — это не только зашкаливающий уровень постмодернизма, но и весьма печальное зрелище, т.к. во второй раз авторы обычно пародируют образ со звериной серьезностью, часто сами того не сознавая), меня и в принципе сильно печалит. Нет от этого пользы ни главгероям, которые сразу же начинают выглядеть в несколько раз глупее, соответствуя уровню противника, ни тексту в целом, ни даже автору, разленившемуся и почивающему на лаврах — ведь зачем стараться, если пипл и без того хавает?
Но проблема в том, что глупые злодеи вообще не доставили бы кому-либо каких-то проблем. А если доставили, то вывод об умственных способностях героев тоже был бы очевиден. Без настоящих трудностей нет настоящей победы, и меня искренне радует, когда авторы это понимают.

I Ain't Scared of Lightning — романс, драма, в своем роде кейс-фик, PG-13, каноничная AU: что было бы, если бы на момент встречи с Эриком Чарльз уже давно работал в ЦРУ — и у него на то имелась серьезная причина, тоже, как ни странно, связанная с Шоу (13 000~ слов)

4. aesc — как можно заметить, у автора занимательные отношения с названиями: по большей части она ими просто не заморачивается. Но зато эти названия всегда точно отображают суть. Люблю ее за точность формулировок и в то же время прекрасный образный стиль, а также тщательную проработку социальной части — такое сочетание редко где встретишь.
An absence which could not be more there — романс, драма, R, современная AU со способностями: Эрик не может определиться, чего именно хочет от совместной жизни с телепатом — то ли чтобы Чарльз вообще не лез к нему в голову, то ли чтобы точно знал, чего именно он хочет; и когда Чарльз в конце концов уходит, не выдержав этих метаний, Эрик начинает понимать, что в первую очередь надо разобраться в самом себе (18 000~ слов)
Tough little baby telepath — романс, драма, кейс-фик и развитие отношений, NC-17, AU: детективу Эрику Леншеру выдают в напарники едва-едва совершеннолетнего Чарльза Ксавье, который работает в полиции как вольнонаемный телепатический консультант, — и хотя поначалу Эрик не очень счастлив по этому поводу, со временем они начинают действительно неплохо ладить — и даже больше того (221 500~ слов во всем цикле)

Если так посмотреть, то по большей части цикл состоит из порно — причем зажигательного порно; по крайней мере, я в процессе чтения несколько раз выскакивала попить водички, — а также из чистого взаимодействия характеров, копания во внутренних заморочках и столкновения двух разных-но-похожих жизненных позиций. И вот за счет последнего фик порядком выбивается из ряда обычных дрочилок: если бывает философское порно, то да, это именно оно. По правде говоря, у меня возникло желание отправлять читать эти тексты каждого, кто только скажет "это же порно, зачем там выписывать характеры и внутренний конфликт?" — т.к. здесь в совершенстве показано, что одно не является препятствием для другого. Секс и развитие персонажей не просто могут идти рука об руку, а даже должны, когда речь заходит о хоть сколько-то серьезных отношениях.

5. tahariel — превыше всего прочего эта автор любит три вещи: во-первых, устраивать Чарльзу ад кромешный и все казни египетские в одном флаконе; во-вторых, Эрика как такового — в ее фиках он всегда получается очень дрочибельным (сразу видно, кто тут у автора любимый персонаж); и в-третьих — писать о различного вида неравенстве в отношениях, причем то, насколько это плохо, зависит буквально от воли авторской пятки: с равным успехом оно может быть подано в фике как нечто само собой разумеющееся и даже как что-то приятное, а может быть осуждено и признано как минимум плохой основой для совместной жизни, как максимум — лютейшим невероятнейшим пиздецом. Я, честно говоря, предпочитаю второй тип историй (именно их здесь же и рекомендую), но первого у нее тоже хватает.
Впрочем, чисто с технической точки зрения автор пишет прекрасно, этого нельзя не признать.
Sub Rosa — драма, романс, R, постканон "Первого класса": год спустя после случившегося на Кубе Эрик возвращается в поместье — но не потому, что хочет, а потому, что его ведет чувство направления, которому он не может сопротивляться; Чарльз, конечно, этому всему не особо рад (26 000~ слов)

Когда я впервые прочитала этот фик, моя реакция была где-то такой: да! вот просто да! да! хоть кто-то написал об этом, черт подери!
Если не так эмоционально: в тексте описываются первые годы жизни Чарльза после кубинского пляжа, и детально разбирается вся та гремучая смесь эмоций, которую он чувствует по отношению к Эрику, собственному предавшему его телу, детям, о которых он должен заботиться, и миру в целом. Меня всегда бесило, что в подобных текстах его часто выставляют то эдаким всепрощающим буддой, то духовно слабым и зависимым человеком, который ничего не может сделать без поддержки извне — я не вижу ни малейших оснований в каноне ни тому, ни другому. Здесь же он описан живым и сильным, движущимся вперед, не смотря ни на что, и пытающимся наладить новую жизнь. И на фоне всего этого он получает несколько шансов снова встретиться с Эриком и разобраться в их ошибках — хотя, по правде говоря, эти шансы получает скорее Эрик, и он же из них двоих осознает свою вину. То, что он ее вообще почувствовал, меня отдельно порадовало, надо сказать.
В общем, оч. хороший фик, жаль, вряд ли его закончат — первая часть была выложена уже давно, и с тех пор от автора нет ни ответа, ни привета. Куда интересней ей писать очередной омегаврес и/или Д/с-верс с абьюзом, видимо.
НЕ ЗАКОНЧЕНО
Everyday Love in Stockholm — драма, романс, экшен, и опять-таки очень много драмы, NC-17, AU: Чарльз — обычный человек без способностей, выступающий на защиту мутантов, и когда в их постакалиптическом мире разражается полноценная мутантско-человеческая война, его сестра Рэйвен просит Магнето, вождя революции, защитить Чарльза от фанатиков с обеих сторон (132 000~ слов)

Тот самый фик, с которого я — к моему счастью или наоборот — начала свое знакомство с автором. И должна сказать, что это определило многое, хоть я до сих пор не знаю, что именно чувствую по отношению к этому тексту: он слишком хорош и слишком эмоционально тяжел в одно и то же время. Лучшая вещь из всех, которые я когда-либо читала о Стокгольском синдроме; одно из лучших читанных мной макси с долгоиграющим развитием отношений; и, опять же, самый достоверный политически-социальный фик о вооруженном противостоянии людей и мутантов. Серьезно, даже не будь там просто удивительной отношенческой линии, этот текст стоило прочитать хотя бы ради сюжета, потому что он того стоит.
Но повторюсь — читать было очень тяжело, потому что когда я представляю себе ситуацию, в которую попал Чарльз, то холодею от ужаса. Не знаю, смогла бы я на его месте простить Эрика или нет, смогла бы я начать все сначала — потому что мне страшно подумать, как после всего пережитого они будут хотя бы жить вместе. Не вижу для них хэппи-энда, как ни крути, несмотря на счастливый конец самого текста.

6. Pangea — любит мозготрах, сложные отношения и дарк!Чарльза (хотя дарк!Эрик ей тоже по вкусу); впрочем, последний пункт полностью объясняет первые два. И кстати, это тот случай, когда автор в самом деле обоснованно и верибельно выписывает дарк!персонажа — уж на что я люблю Чарльза, но мне ни разу не захотелось предать автора анафеме за изменения в его характере, и порой довольно сильные.
The Xavier Pact — дарк!фэнтази, политическая драма, экшен, NC-17, AU: что будет, если один мелкий гений-волшебник с не самым лучшим характером (напоминаю, что автор любит дарк!Чарльза) решит подружиться с вызванным им демоном — а демон начнет испытывать нечто большее, чем просто ненависть к своему поработителю; и что, если вместе они придут к решению: современное общество давным-давно прогнило и его нужно очистить в творческой вариации священного пламени... Собственно вольный ретеллинг "Трилогии Бартимеуса" Джонатана Страуда, где Эрик занимает место Бартимеуса, а Чарльз, соответственно, Натаниэля (23 000~ слов) НЕ ЗАКОНЧЕНО
Us — драма, экшен, NC-17, AU: захватив Чарльза в плен, Шоу при помощи наркотиков и Эммы Фрост серьезно повредил его сознание, пытаясь сделать себе совершенное оружие из самого сильного телепата на планете, — так что когда Чарльза наконец-то освободили из плена, именно Эрику пришлось стать рассудительным и ответственным в их паре, что предсказуемо привело... к интересным последствиям (75 000~ слов)

Любопытная аушка из серии "а что, если". Что, если бы Шоу захватил Чарльза и попытаться перекроить его под собственные нужды с помощью Эммы? Отсюда собственно резкие изменения и в характере Чарльза, и в его взглядах на мир, и — вынужденно — в отношениях с Эриком, хотя все это не коснулось их общей эмоциональной привязанности друг к другу. Редкий случай, когда миротворцем и противовесом пришлось стать самому Эрику, и хотя повод печален, сама возможность понаблюдать его в этой роли бесценна, ИМХО.
Фик порадовал в первую очередь проработанным обоснуем: что, куда и каким образом — ответы на эти вопросы автор выдала сполна. Она не зациклилась исключительно на пейринге, показав заодно взаимодействие Людей Икс и многих чисто комиксных мутантов. От масштабности выписанной картины захватывает дух — и хотя с общим идеологическим направлением я могла бы поспорить (особенно с концовкой, поскольку мир, насаженный насильно, вряд ли может называться миром — да и вряд ли продержится долго), но сам по себе текст очень цельный и выдержанный в одной идее. До самого конца читать было крайне интересно, в том числе и потому, что я так и не догадалась о плане Чарльза с Эриком прежде, чем автор его озвучила, хотя постфактум это выглядит логично.

7. MonstrousRegiment — ещё одна любительница дарк!Чарльза и сложных отношений. Пишет она похуже, чем предыдущая автор — в первую очередь в сюжетном плане: стиль в общем-то хорош, ярок и выразителен, так что удовольствие от текста вполне можно получить, — но зато хорошо умеет взвинтить эмоциональное напряжение, из-за чего часто невозможно оторваться от текста, какой бы абсурд не творили персонажи. Если бы она ещё и вотэтоповоротами не злоупотребляла (и любила мучить Чарльза хоть чуть-чуть меньше), было бы вообще прекрасно.
Brief Lives — драма, экшен, NC-17, AU: Эрик был первой жертвой "воспитания" Шоу, но не единственной: вскоре после того, как он сбежал, Шоу нашел себе новую любимую игрушку в виде Чарльза — которому, к счастью, позже тоже удалось бежать; и вот уже взрослые они встречаются и объединяются на почве ненависти и желания убить своего мучителя (41 000~ слов) НЕ ЗАКОНЧЕНО
The Bell's Toll — драма, экшен, NC-17 (в основном за кровь и насилие), AU: в раннем детстве отец Чарльза сделал ему лоботомию, чтобы исследовать ее влияние на телепатию, и с тех пор Чарльз живет с постоянно функционирующим левым полушарием и психической проекцией, воплощающей все, что он потерял после отделения правого полушария; Эрик же — нестареющий мутант, которому Эмма Фрост промыла мозги так сильно, что фактически превратила его в свою личную собачонку, полностью уничтожив первоначальную личность; и вот однажды благодаря случаю и Шоу они встречаются (88 000~ слов)

В моем внутреннем каталоге проходит под названием "тот фик про собачку Баскервиля". Как ни странно, но на фоне зашкаливающей жестокости и насилия психическая собачка Баскервиль действительно привлекает больше всего внимания. Причем когда я говорю "психическая", то подразумеваю сразу все смыслы этого слова, да.
Но автор и вообще изрядно переборщила с насилием — чем дальше в фик, тем лучше это видно. Ладно бы странное развитие характера Чарльза (от неуверенной в себе няшечки, попавшей в тюрьму из-за чужих козней, и вплоть до жестокого социопата — это впечатляющий скачок, нельзя не признать), ладно бы даже интрига в стиле "а на третий день до индейца Зоркого Глаза наконец-то дошло". Но серьезно, зачем в последней четверти махач, кровища и весь_пиздец? Зачем покалеченный Чарльз, в конце концов? Если бывают ситуации, в которых наличие сильного врага только красит героя, то это ситуация, когда ебанутые действия героя против не менее ебанутого врага вызывает у читателя только реакцию в духе "лолшто". По крайней мере, действия Чарльза у меня такую реакцию вызвали.
Так что этот фик не стоит читать ради логики и здравого смысла, т.к. они в нем попросту отсутствуют. Уж на что Эрик с пробуждением памяти стал неуправляемым маньяком, так и Чарльз, в общем-то, всю дорогу ведет себя не лучше. Я ещё понимаю желание отомстить, смешанное с яростным лавхейтом, но откуда у него взялась тяга к насилию ради насилия — совершенно непонятно. То ли от Эрика заразился, то ли что. Ну и забавно, конечно, смотреть на то, как автор любуется двумя психопатами и делает их позитивными героями, хотя в какой-то момент начинаешь задумываться, чем же они принципиально лучше тех же Эммы с Шоу. Правильный ответ — ничем. Но до автора это, кажется, так и не дошло в конце концов.
В целом, признаюсь, я читала этот фик ради того, чтобы узнать, чем все закончится — и потому конец меня изрядно разочаровал, т.к. не дал ответа ни на один из интересующих меня вопросов. Ну вот выпилили они Хеллфайр, а дальше что? Чарльз, умеющий переселяться в чужие тела — это, конечно, хорошо, и все же хотелось бы какой-то конкретики. Я буду крайне удивлена, если ЦРУ не начнет охоту на мутантов после той бойни, что эти две противоборствующие стороны развернули на глазах у всех.
Специфический фик, короче, и ради сюжета его вряд ли стоит читать. Но любителям дарка и кровищи, наверное, зайдет.

8. Pookaseraph — любит писать исторические ау и любовные романы. Нет, серьезно любовные романы, хоть и достаточно приличные (насколько это возможно для жанра). Иногда они приправлены некоторой долей юста, сюжета и интриг, иногда нет, но все равно читать бывает любопытно. Если, конечно, мотать места с большим количеством соплей — к счастью, их не так уж много.
Nation Building and other Diplomatic Negotiations — политический романс (мой любимый способ создавать новый жанр — это добавлять к уже существующим слово "политический"), NC-17, BDSM, AU: в мире, где каждый — либо саб, либо Дом, остров Геноша одно из двух государств в мире, где нет дискриминацонных законов ни против мутантов (что естественно, т.к. островом правит Король Магнето), ни против сабов — и именно поэтому Чарльз Ксавье решает перенести свою Школу на Геношу, что оборачивается для всех очень интересными последствиями (101 000~ слов)

Долго ходила кругами вокруг этого фика: с одной стороны, аннотация была очень любопытной, а с другой — очень уж пугали предупреждения. Но это оказался именно тот случай, когда сюжет с интригами возобладал над авторским желанием устроить хэппи-энд всем, и чтобы никто не ушел обиженным; любопытное развитие событий, любопытная трактовка персонажей — в общем, пейринг там даже не самое главное, хоть и безусловно приятное. Ну и местами я с заявленных D/s-отношений очень смеялась, не могу не признать.
В чем кратко суть: король Магнето вместе со своим премьер-министром Эммой Фрост пытается построить новую страну, которую мутанты могли бы назвать своим домом. И в этом деле им очень пригодилась бы поддержка Профессора Икс, знаменитого директора Института Ксавье, который является, пожалуй, наиболее уважаемым мутантом в мире и одновременно наставником 90% лучших солдат, что служат в армии Магнето.

Taken By His Majesty — политический экшен, драма, романс, NC-17, AU: легионер Эрик собирается отомстить убийце своего отца и тем восстановить имя рода, но все оказывается далеко не так просто — хотя бы потому, что этот убийца, вождь бриттов по имени Чарльз, захватывает его в плен (27 000~ слов)

Вот это хотелось бы отметить чисто за идею, потому что аушка в реалиях Британии первого столетия нашей эры — это свежо, свежо; ну и за Чарльза сверху, разумеется, потому что это редкий товар. Но в плане сюжета или хотя бы обоснуя фик, увы, не особо блещет.

9. Unforgotten — любит юмор, мпрег и семейные ценности. Не то чтобы я их тоже любила (кроме юмора, понятно), но она умудряется писать об этом так, что от текстов сложно оторваться; да и вообще мне нравится ее чувство юмора, а за это можно простить если не все, то многое. Также, кстати, ей нравятся олд!чэрики и Чарльз в коляске, так что кому нравятся времена после трилогии и вплоть до Темного Будущего (тм), показанного в ДМБ, — могу смело рекомендовать.
Father of the Bride — романс, драма, семейный флафф, мпрег, от PG-13 и до NC-17, современная AU со способностями: когда Эрик уже на шестом месяце беременности с их первым ребенком, на одном из про-мутантских митингов Чарльзу в спину попадает пуля; в результате Эрику приходится справляться не только с новорожденным ребенком, но и с отцом этого ребенка, впавшим в клиническую депрессию (23 000~ слов во всем цикле)
Timeline — драма, юмор и немного политики (не опять, а снова), R, AU с путешествием во времени: и Чарльз, и Эрик получают шанс изменить прошлое, попав в собственные тела незадолго до событий на Кубе — но они не знают друг о друге, и потому действуют вразнобой (32 000~ слов во всем цикле)

10. listerinezero — у автора прекрасное чувство юмора, а также удивительная по нынешним временам способность писать романс и флафф без скатывания в розовые сопли. Но главное — все ее герои выходят удивительно живыми, со своими достоинствами и недостатками, и хотя иногда они кажутся удивительными придурками (что вполне канонично, впрочем), то все равно этих придурков хочется обнять и замотать в пледик, а не дать им по голове. В конце концов, с битьем по голове они и сами прекрасно справятся.
The Xavier-Lehnsherr Academy for the Gifted: 1973 — семейный флафф, юмор, PG-13, AU в каноне: как выглядела бы Академия Ксавье (в данном случае — Академия Ксавье-Леншерра) в 1973 году, если бы Эрик согласился с Чарльзом на кубинском пляже (15 000~ слов)
Kidnappings, Hangovers, and Homecomings — юмор, романс, экшен, R, AU по отношению к "Дням минувшего будущего": семь лет спустя после Кубы жизнь Эрика совсем не так прекрасна, как он воображал: ему не нравится Братство, все его подчиненные — идиоты, а теперь, ко всему прочему, его ещё и похитили; так что когда Чарльз героически спасает его из плена, он начинает думать, что, может быть, был кое в чем неправ (17 000~ слов)

11. pocky_slash — люблю автора за то, что большинство ее фиков очень позитивные и добрые, иначе и не скажешь. Оставшаяся часть в отместку полна ужасов и хоррора, что явно уравновешивает чаши весов, — но и там, впрочем, обычно все заканчивается хорошо. Мне больше нравится первый тип историй, чем второй, но нельзя не признать, что все они написаны на достойном уровне.
Some Such Place (The Big Screen Classics Remix) — романс, флафф, NC-17, современная AU со способностями: последние 18 месяцев каждый понедельник Эрик вместе с Чарльзом Ксавье смотрит какой-то классический фильм в маленьком старом кинотеатре, затем они спорят о социально-политических проблемах мутантов и/или занимаются сексом; но Эрик по-прежнему считает, что они не встречаются, не являются друзьями и вообще никак не влияют друг на друга — или, по крайней мере, старается себя в этом убедить (17 000~ слов)
No Yesterdays on the Road — драма, романс, роад трип, R, AU в каноне: спустя два месяца после событий на Кубе Чарльз внезапно исчезает из своего особняка, и все следы указывают на то, что его похитила Эмма Фрост, озлобленная после всего случившаяся; и чтобы спасти Чарльза, Эрику с Мойрой приходится работать вместе — только так они могут выследить остатки Хеллфайра и вернуть дорогого им человека назад живым (105 000~ слов во всем цикле)

12. wallhaditcoming — у этого автора тоже обычно очень милые и позитивные фики (даже в тех случаях, когда, казалось бы, практически невозможно вывернуть на флафф и позитив! например, в ретеллинге ФМА) — прямо вот каждый раз отдыхаю душой, когда перечитываю. С логикой и закрученной интригой обычно чуть хуже, но вот честное слово: писать что-то светлое и при этом не сахарно-ватное настолько сложно, и уж точно сложнее дарка в духе "а в конце все умерли", что я готова простить за подобный позитив очень многое. Тем более что и откровенных логических проебов у автора тоже нет (чем, кстати, опять же частенько страдают любители мрачняка и дарка).
The Necessity of Sacrifice — драма, экшен, немного романса, PG-13, AU: два года назад Чарльз и Хэнк Ксавье нарушили запрет на алхимическое преобразование человека, чтобы воскресить свою названную сестру, Рэйвен, но в результате ритуала Чарльз потерял обе ноги, а душа Хэнка оказалась привязана к чучелу химеры; свободный ретеллинг "Стального Алхимика" (13 000~ слов)
Cannot be Contained in Words — романс, флафф, немного экшена, NC-17, AU без способностей: известный в Нью-Йорке мафиози Эрик Леншерр прибывает по делам в Лондон и неожиданно знакомится там с молодым оксфордским профессором, с которым он сразу же заваливается в постель; а после ночи, проведенной вместе, неожиданно понимает — он нашел себе не просто любовника на ночь, но любовь всей своей жизни (43 000~ слов)

Невероятно мимимишный флафф, перечитываю его в минуты уныния и тоски. В этом фике мимимишно все: и благородный мафиози Эрик, и Чарльз, который вроде как невинная фиалка, но при этом держит на рабочем месте револьвер, и даже — внезапно! — Шоу, любящий отчим и человек своего слова, всегда готовый объединиться с ближним своим ради праведной мести. А ещё у фика прекрасные иллюстрации — отдельно их можно посмотреть вот здесь, — разглядывать которые отдельное удовольствие: ИМХО, коллажисту удалось очень точно передать атмосферу и настроение всего происходящего.

13. acetamide — к сожалению, автор мало писала по фэндому, но зато все, что писала, довольно интересно читать. Лучше всего ей удается вдумчивое препарирование канона с легким налетом "фикс ит", потому что нельзя не признать — в каноне Людей Икс более чем достаточно того, что очень хочется исправить, и автор с успехом воплощает эти желания в жизнь.
Frühjahrsputz — драма, флафф, PG-13, постканон "Дней минувшего будущего": спустя какое-то время после событий в Вашингтоне Эрик возвращается в особняк Ксавье, чтобы помочь Чарльзу восстановить уверенность в себе и убедить его снова открыть свой Институт (11 000~ слов)
never too late to be who you might have been — драма, R, AU с путешествием во времени: в один не такой уж прекрасный день, совершенно того не ожидая, Чарльз с Эриком просыпаются в своем будущем — том самом, где они враждуют уже 40 лет подряд, мутантов преследуют, а на горизонте маячит глобальная война; им приходится как следует вжиться в происходящее, чтобы понять, с чего все началось — и что следует изменить, чтобы в их настоящем все не закончилось так же (20 000~ слов)

14. motleypatches (furius) — по крайней мере в одном этому автору стоит отдать должное: концепты у нее всегда интересные, да и в идейном плане обычно есть где размахнуться. Концовка может быть скомкана, сюжетное развитие — урезано до полного минимализма (на место некоторых ее миди так и просятся большие обстоятельные макси), но ещё ни разу не было так, чтобы основная идея в основе сюжета была скучной или сильно затасканной. Да и стиль у автора в общем-то неплох.
Letters for His Majesty — военно-политическая драма, романс, PG-13, AU без способностей: Чарльз Мягкий, король Вестчестера, вместе со своими солдатами сражается на передовой в затяжной войне против Курта Марко, но никто, кроме его генералов, об этом не знает — на публике он представляется как лорд Фрэнсис; не знает об этом, конечно же, и молодой рыцарь Эрик Леншерр, с которым у Чарльза скоро завязывается любовная связь — и котрого, как оказалось, двадцать лет назад король спас от верной смерти (13 000~ слов)

Честно говоря, я бы предпочла почитать более развернутую историю на ту же тему — все-таки три дня маловато на такую кучу событий, да и конец вышел несколько скомканным, — но фик и без того достаточно интересен, чтобы обратить на него внимание.

By Your Side — драма, романс, очень много драмы, NC-17, BDSM, AU без способностей: когда Чарльз возвращается домой из Оксфорда на летние каникулы, его ждет небольшое потрясение: его отчим, Курт, купил сводному брату Чарльза нового саба, умного и красивого; и что хуже всего — Чарльз в него тут же влюбляется (14 000~ слов)

На самом деле это потрясающая история, которая с каждым новым перечитыванием по-прежнему раздирает мое сердце на куски. Самый не флаффный и не сексистский Д/с-верс, который я только видела. Если убрать все лишнее, то это будет история о том, как любить — и при этом не только остаться самим собой, но и не позволить тому человеку, которого ты любишь, сломаться тебе же в угоду. Как сказал Эрик в последней главе, он мог бы вылепить из Чарльза такого Дома, какого себе захотел — да что угодно мог бы вылепить, на самом деле, и Чарльз ему бы позволил, — но не стал, и предпочел пожертвовать тепленьким обустроенным будущем, оставшись верным своей любви. И то, что Чарльз принял Эрика со всей его жестокостью и очевидной травмированостью, принял после того, как Эрик сделал ему самому очень больно, — это потрясающе, ИМХО. Это то, что можно сделать только от действительно сильного чувства. Потому что хоть я и считаю, что в той ситуации Эрик имел полное право поступить так, как он поступил, это не отменяет того, что старый мир Чарльза и его представление о самом себе от этого поступка разрушились навсегда.

15. manic_intent — автор пишет отличное кинковое порно! Остальное, бывает, хромает на обе ноги — и сюжет, и поведение персонажей, обусловленное тяжелым детством™ (впрочем, тяжелое детство — это наш канон), и уж тем более обоснуй, но в плане порно на автора всегда можно положиться. Впрочем, ее фики нравятся мне ещё какой-то задорностью, что ли: какой бред не творился бы в тексте, читать ее уж точно не скучно.
All The Worlds In Between — драма, своего рода политический детектив, NC-17, AU: когда Эрик Леншерр, честный и добропорядочный адвокат, приезжает в Америку, прямо по выходу из аэропорта по неким причинам его задерживает ЦРУ в составе — кого бы вы думали — сиблингов Ксавье, которые умудряются быстро превратить допрос в какой-то фирменный цирк; впрочем, все, конечно, оказывается много серьезней (28 000~ слов)

Это своего рода аушка, в которой Чарльз и Эрик поменялись местами: у Эрика не случалось никаких инцидентов с Шоу и он вырос как нормальный добропорядочный немец, а Чарльз в детстве сбежал из дома вместе с Рэйвен — и на психике телепата бездомная жизнь сказалась не очень хорошо. Сюжет мне в общем-то понравился, хоть он и не блещет оригинальностью; порадовало, что автор обошелся без особых логических ляпов; и, конечно, пилюля была изрядно подслащена традиционно горячим порно. Пожалуй, едва ли не лучший фик по этому фэндому у автора вообще.

The Geometry of Chance — романс с каплей драмы, UST, NC-17, AU: Чарльз — единственный из всех сородичей Азазеля, кто после великой войны остался на этом плане бытия, и, как и полагается настоящему инкубу, ужасно своеволен и упрям, никак не желая Азазелю помочь вызволить всех остальных демонов из их тюрьмы (35 000~ слов)

Необычная аушка, в которой все, в общем-то, осталось как было... кроме одного: Азазель — в самом деле демон, и единственный оставшийся у него сородич в этом мире — инкуб Чарльз (отсюда и способности манипулировать чужим сознанием). Ну и понятно, что хотя Чарльз по-прежнему довольно миролюбив, в этом мире — совершенно по другим причинам: он уже попросту видел слишком много войн и убедился в полной их бессмысленности; и компанию детишек-мутантов он собирает по большей части просто от скуки и навязчивого стремления о ком-то заботиться. Эрик, со своей стороны, все так же гоняется за Шоу, но упс: однажды в баре ему не везет столкнуться с Чарльзом — или везет, это уж с какой стороны посмотреть, — и все заверте ©
Фик ценен в основном из-за юста и последовавшего порно, потому что с сюжетом автор намудрила что-то совершенно невразумительное. Зря она под конец религиозную тематику приплела — это смотрелось глупо и неуместно, в основном потому, что у нее не получилось все это верибельно выписать. В христианском мистицизме автор, очевидно, разбирается слабо, если вообще разбирается, и чем ближе к концу, тем больше мне вспоминались последние сезоны СПН по уровню перекручивания первоисточников и происходящего там абсурда, — только у автора все ещё хуже, потому что не хватило фантазии даже на то, чтобы перекрутить с толком.
И к тому же мне не очень понравилось, как на протяжении фика менялся характер Чарльза. Сначала он описывается как древнее существо с некими моральными принципами, от которых старается не отступать, но чем дальше в лес, тем больше в его взаимодействии с Эриком проглядывает тупой стервозности и каких-то непонятных игр "дам — не дам — все-таки дам, но ты сначала хорошенько помучься". Скорее всего, автор ничего такого не подразумевала, но от этого становится лишь печальней.
Так что, в общем, лучше всего здесь написаны где-то приблизительно первая половина и самый конец текста, в районе эпилога. Эпилог мне очень зашел: объективно говоря, он, безусловно, очень жуткий, но эта история и не могла закончиться по-другому. Если бы автор показала обычный хэппи-энд без всяких "но", то это наоборот пошло бы в ущерб тексту.

16. madneto — на оригинальные сюжеты автору не везет, но зато ретеллинги ей удаются вполне неплохо. Приятный стиль, живая фантазия, чувство юмора и умение сохранять каноничные детали и характеры в аушном сэттинге — все это также определенно говорит в ее пользу.
The Secret of the Knights Templar — романс, приключения, NC-17, современная AU со способностями: в жизни Эрика нет места ничему, кроме погони за Себастьяном Шоу и периодических игр в шахматы через интернет-приложение с таинственным противником, — и когда он внезапно узнает, что Шоу всеми силами разыскивает Святой Грааль, он и представить не мог, какое влияние это окажет на его собственную жизнь; свободный ретеллинг "Индианы Джонса и последнего крестового похода" (82 000~ слов)
Erik Lehnsherr's Guide to Saving the Universe By Meeting Your Soul-Mate and Falling in Love in Less than 72 Hours — романс, приключения, юмор, NC-17, AU со способностями: Чарльз — последний выживший из своей расы, твердо намеренный остановить Темную Планету от уничтожения всего сущего; Эрик — не совсем обычный таксист, который всего-то хочет, чтобы мать прекратила капать ему на мозги по поводу отсутствующей личной жизни; и оба они получают куда больше того, на что рассчитывали, когда обнаженный Чарльз спрыгивает на крышу мимопролетающего такси; ретеллинг "Пятого элемента" (85 000~ слов)

17. cm (mumblemutter) — это если и не королева драмы, то по крайней мере графиня уж точно; после каждого второго ее фика мне хочется долго и упоенно рыдать, ну или покрайней мере пообнимать подушку. Даже более светлые и относительно легкие истории не лишены ангста в своей основе, и хотя авторское чувство юмора определенно компенсирует те страдания, что она причиняет читателям (да и к тому же в конце каждой ее драмы неизменно находишь катарсис, так что тут тоже не все так плохо), но все-таки чтение это, скажем так, не очень развлекательное — хоть и безусловно полезное для душевного баланса.
Make a list of everything that's ever been on fire — драма, ещё больше драмы, немного романса, полу-инцест (между сводными братьями), NC-17, AU: у Чарльза и Эрика один отец, но разные матери; когда Эди Леншерр умирает, ее сестра отводит Эрика в особняк Ксавье, и следующие шесть лет он живет там со своей новой "семьей" — до тех пор, пока не решает уйти, бросив Чарльза одного (13 000~ слов)

Ещё один фик, над которым мне хочется рыдать при каждом перечитывании. При всей простоте сюжета — это что-то невыносимое, правда; вроде бы никаких, знаете, катастроф, Апокалипсов, концов света и кубинских пляжей, но автор пишет так, что накал эмоций и густое как туман напряжение все время держат тебя наготове, даже в те моменты, когда, казалось бы, все хорошо. Это какой-то особенный дар, честное слово, потому что я понятия не имею, как она это делает: выразить всю разницу жизненных позиций Чарльза и Эрика и сопутствующий этому ангст при совершенно обычном, бытовом сюжете — это уметь надо, да и вообще.
Но в том-то и прелесть этого фика: автор методично препарирует всю личную составляющую чэриковой драмы, не отвлекаясь при этом на какую-то жалкую политику и сопутствующие интриги. Отличный образчик того, что история о людях даже без политического контекста может быть куда более социально ориентированной, чем пафосная приключаловка и прочее в том же духе.

Put On a Slow, Dumb Show for You — романс, экшен, драма, PG-13, современная AU без способностей: Чарльз владеет небольшой кофейней, в которую каждое утро таинственный незнакомец в очень дорогом костюме заходит выпить стаканчик кофе; и когда Чарльз наконец-то приглашает его на свидание, он представляется Эриком Леншерром, корпоративным адвокатом — но, конечно же, с ними обоими все не так просто, как кажется на первый взгляд (24 000~ слов)

18. a_q — это не автор, а человек кинк-фест какой-то, серьезно. Каких только суровых извращений я у нее не читала! Причем часто с мазохистским интересом, потому что при всей своей любви к ПВП писать энцу по-настоящему горячо автор не умеет; ну или меня не вставляет, по крайней мере. Но среди генерируемых ею идей иногда встречаются по-настоящему интересные, и хотя бы ради этого тексты стоит читать.
Meant For Each Other (For Certain) — романс, экшен, омегаверс, NC-17, AU: Чарльз считает, что он омега, который просто не может найти себе подходящего альфу; Эрик в свою очередь уверен, что ему не нужен омега, поскольку главное в его жизни — это месть Шоу; но, как выяснилось, оба они были неправы (21 000~ слов)
Path — романс, экшен, драма, омегаверс, NC-17, AU: омега!Чарльз — монах в монастыре Богини Плодородия, которого выбрали как почетного девственника для проведения самого важного для их религии ритуала в году; альфу!Эрика захватили в плен и доставили в тот самый монастырь для содействия в проведении ритуала — и учитывая специфику местной богини, не очень сложно догадаться, в чем заключалось его содействие (61 000~ слов)

Любопытный сюжет с мистическими силами, интригами местных лордов и стилизацией под средневековый монастырь. Т.е. сосредоточены как раз все авторские плюсы — бурная фантазия, нестандартные ходы, красочные описания — и практически нет минусов; даже секс прописан лучше, чем обычно. Хотя, конечно, где-то к середине текста становится заметно, что автор и сама не рассчитывала на такое масштабное развитие событий: некоторые элементы сюжета явно уже были добавлены в процессе написания, а не задуманы изначально.

19. helens78 — ещё один человек кинк-фест, правда, на этот раз в более положительном смысле. Что-то сюжетное и/или идейное пишет редко, но зато ей вполне удается романс и тем более порно.
Hellfire (AU) — драма, романс, PWP, BDSM, NC-17!кинк, слейв!AU: Эрик искал Себастьяна Шоу почти десятилетие, и вот самый свежий след приводит его в эксклюзивный клуб для богачей, где лишенных способностей мутантов заставляют оказывать сексуальные услуги; там же он сталкивается с Чарльзом Ксавье, одним из патронов клуба, но тот оказывается совсем не тем, кем его считал весь остальной мир вокруг (120 000~ слов во всем цикле) НЕ ЗАКОНЧЕНО
Asked You First — романс, флафф, PWP, BDSM, NC-17!кинк, AU: в мире, где у каждого человека есть соулмейт, предназначенная ему или ей вторая половинка (и вместе они составляют пару Дом/саб), Чарльз и Эрик из-за экспериментов Шоу оказались разделены ещё в подростковом возрасте; но со смертью Шоу их связь ожила и постепенно начала крепнуть, и они начали пытаться развить свои отношения как пара (260 000~ слов)

Откровенно говоря, это флаффный порно-эпик на уйму глав — и этим ограничивается все содержание. Конечно, герои в процессе рефлексируют и немножко приключаются, переживают всякого рода моральные терзания и решают семейные проблемы, но в принципе с самого начала понятно, чем все закончится. Да и ценность там заключается в общем-то именно в порно, хотя с каждой главой количество сахара в организме зашкаливает все сильней и сильней.
И да: мало того, что фик все ещё дописывается, так это ещё и аушный приквел к другому авторскому фику на 250К слов — который я, каюсь, не осилила (потому что не готова убить столько времени на текст, в котором участники пейринга даже не встречаются ни разу за весь фик). НЕ ЗАКОНЧЕНО

20. Red — сочетание интересов у этого автора воистину приятно поражает: в равной степени она пишет как кинковое порно, так и социальную проблематику с развитием отношений и психологической подоплекой. А уж когда и то, и другое сочетается вместе, то и вовсе получается отлично — можно сказать, сочетание моих базовых интересов в этом пейринге, бгг.
"Lessons" Verse — романс, драма, PWP, BDSM, современная AU со способностями: Чарльз с Эриком живут вместе, занимаются сексом, решают разные жизненные неурядицы — а также пытаются справиться со своими многочисленными ментальными проблемами, неизбежно вылезающими в стрессовых ситуациях, и, надо сказать, постепенно в этом преуспевают (31 000~ слов во всем цикле)
August — семейная драма, романс, мпрег, NC-17, AU: когда его третье утро подряд начинается с блевания в унитаз, у Эрика появляется определенная догадка, чем это может быть вызвано; проблема только в том, что по всем законам медицины его догадка не может быть правдивой — после выкидыша в подростковом возрасте ему поставили диагноз "бесплодие", — и потому до тех пор, пока Эрик не убедится, что плод здоров и развивается нормально, он не собирается говорить Чарльзу о своем положении (31 000~ слов)

Очень хорошо продуманный мпрег, что как-то даже удивительно: автор не поддалась соблазну свернуть на тропу омегаверса, где роды и беременность всегда просты и понятны and nothing hurts, и вместо этого не пожалела-таки сил и времени на то, чтобы придать этой истории чуть больше психологической достоверности (хотя медицинская часть, как она сама отмечает, несколько сомнительна). И пусть вас не пугают предупреждения об изнасиловании и прочих стремных штуках: они происходят вне пейринга, поданы в виде бэкграунда Эрика (что, в общем, довольно канонично с учетом его оригинальной предыстории — автор попросту адаптировала ее под модерн!АУ) и не оказывают такого уж сильного влияния на сюжет.

+1, он же обещанный бонус: 10 фиков eitraboys, весной 2015 года удаленных с АОЗ.
Изначально этот автор тоже был в моем рек-листе, но за то время, пока я его писала — три с половиной года, как-никак, — она решила выпилить практически весь свой высокорейтиговый контент из сети и дала фанатам неделю на то, чтобы куда-нибудь сохранить любимые фики. Собственно, я и сохранила практически все, что она писала по фэндому — а теперь залила в облачное хранилище.
Ссылка на архив с фиками: скачать.
Описывать содержимое архива не буду, уж простите, но достаточно сказать, что самый любимый мой фик по чэрикам все же принадлежит ее перу. Я говорю о эпичном ПВП на 15 000 слов с политикой, социалкой и просто морем секса — "Wear Sunlight", он есть в этом архиве. Я даже запрашивала разрешение на его перевод, но в конце концов рука на святое так и не поднялась, ох лол.
В общем, приятного чтения; надеюсь, вам тоже зайдет.

И небольшое примечание под конец: поскольку в последний год-полтора весь англофэндом Людей Икс я мониторила очень слабо, то понятия не имею, появлялись ли за это время новые хорошие авторы. Так что временными рамками этого рек-листа можно считать лето 2011 года (выход "Первого класса", после которого собственно и пошла первая волна фиков) — конец 2014 (выход "Дней минувшего будущего", после которых у многих фэндомцев — в том числе и у меня самой — интерес к фэндому несколько угас).
Понятия не имею, вернулись ли я в ближайшем времени к активному чтению по Людям Икс. Но до выхода "Апокалипсиса", после которого станет ясно, к чему все-таки вел нас Брайан Сингер, — точно нет.

@темы: х-ген в вашей ДНК, отзывы в бесконечных подробностях, британская колониальная политика, архивы

URL
Комментарии
2016-12-31 в 17:24 

summer in dublin
Блиц — скорость без границ
Мировега, я дала ссылку на этот пост у себя на дайри, хотела спросить, не против ли вы?
И уже давно хочу поблагодарить за эти посты — они замечательные:)

2016-12-31 в 20:03 

Мировега
as all my wastelands flower and all my thickets grow
summer in dublin, совершенно не против! Наоборот - буду рада, если они кому-то пригодятся :)
Вам спасибо за комментарий: правда приятно знать, что кто-то все это читал. )

URL
2016-12-31 в 20:31 

summer in dublin
Блиц — скорость без границ
Мировега, ура, спасибо:)
С наступающим:)

2016-12-31 в 20:37 

Мировега
as all my wastelands flower and all my thickets grow
summer in dublin, и вас :wine:

URL
   

Вавилонская библиотека

главная